Эффективность как критерий качества управления
Ж.В.Прокофьева, кандидат экон. наук, доцент

Статья опубликована в "Ученые записки " выпуск 19 "Научно- исследовательская деятельность как инновационный ресурс в образовании ( материалы научно-практической конференции)" проходившей в филиале НОУ ВПО "СФГА" в г. Ухте 11-12 марта 2009г.

Важным условием успешного функционирования организаций в условиях рыночной экономики является непрерывное совершенствование их дея-тельности. Поэтому проблема эффективности является актуальной на всех уровнях управления в любой стране.
Любая организация представляет собой систему различной степени сложности. В переводе с греческого - система – это целое, состоящее из со-вокупности взаимосвязанных элементов. В системе в отличие от хаотичного набора каких-то элементов или свойств взаимодействие элементов направлено на получение полезного результата. Системой может являться любой объект живой и неживой природы, общество, процесс, научная теория и т.д., если их элементы образуют целостность.
В любой организации в целях обеспечения ее стабильности, конкурентоспособности, выживаемости, то есть эффективности, создается система управления. Под управлением мы понимаем процесс взаимодействия субъекта и объекта системы для достижения поставленных целей. В переводе с латинского effectus - это результат действия, а эффективный означает действенный. Действенность, эффективность увязываются со степенью достижения целей.
Для уяснения подходов и возможностей оценки эффективности систе-му управления необходимо представить как совокупность ее элементов (рис.1). Систему управления можно изобразить как в статике, так и в дина-мике. Это возможно в связи с пониманием управления с точки зрения философских категорий формы и содержания. При этом содержание быстро меняется, а форма длительное время может оставаться неподвижной.
Структура – это строение системы. Она не учитывает свойств элемен-тов и является статичной моделью системы.
Субъекты управления - это физические и юридические лица. К ним относятся государство как совокупность органов, органы местного самоуправления, отдельные руководители или коллективные органы управления организаций и предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм (ООО, АО, кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, ассоциации и др.).
Если какую-то часть системы можно подразделить на более мелкие, то они по отношению к системе в целом будут представлять собой подсистемы.

Рис.1. Схема структуры системы управления.

Воздействие управляющей подсистемы на управляемую осуществля-ются сверху вниз с помощью различных методов и стилей. На практике эти воздействия проявляются в виде управленческих решений. На разных уровнях управления они носят различные названия. Так на уровне органов законодательной власти основные управленческие решения принимаются в форме законов, на уровне президентов - указы, на уровнях исполнительной власти – постановления, инструкции; в органах муниципальной власти и правлениях кооперативов принимаются решения. В форме приказов и распоряжений осуществляется руководство в разного рода организациях.
Управляемая подсистема, или объекты управления, включают в себя всю совокупность сфер воздействия, где человек ставит перед собой цели и задачи для их достижения. К ним относятся: производство, социальная сфера, услуги, финансы, персонал, собственность, инновационные технологии, качество, организационные структуры, реклама и т.п.
Обратная связь предполагает создание и направление снизу вверх информации о результатах выполнения управленческих решений и на практике принимает формы статистической отчетности, служебных записок, писем и др.
Разложение управления на элементы структуры, то есть анализ, позволяют рассматривать эффективность каждого их них как частей целого. Для этого каждая подсистема должна рассматриваться как самостоятельный объект исследования (субъекты управления, их управленческие решения, объекты управления и характер обратных связей).
В основе эффективности управляющей подсистемы лежат уровень образования кадров, опыт практического управления, политическая позиция и др.
В связи с тем, что управленческие решения являются инструментом изменений в функционировании организаций, разрабатываются подходы к оценке их эффективности. Качество управленческого решения является предпосылкой эффективного управления. Качество-это совокупность таких свойств, которые обеспечивают не только выполнение решения, но и его положительную результативность.
К таким свойствам УР относятся: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, простота, конкретность, полномочность. Решения, которые влекут за собой существенные социально-экономические последствия, требуют научной обоснованности, многовариантности предварительных расчетов затрат, прогноза и др. Список этих свойств является открытым.
Эффективность управленческих решений рассматривается как:
- эффективность разработки и принятия;
-эффективность его реализации.
Тем самым, учитываются стадии разработки управленческого решения. При этом основным качественным показателем стадии разработки будут затраты на создание нескольких вариантов проектов.
В целом под эффективностью управленческого решения понимается степень достижения запланированного результата на единицу затрат при реализации решения (4;446) .
С точки зрения содержания управление также рассматривается как процесс, то есть последовательные изменения состояния системы. Фактиче-ски имеет место непрерывный переход функций управления одной в дру-гую. При этом выполнение каждой функции также следует рассматривать через призму эффективности.
Экономическая теория различает два вида эффективности управления: экономическую и социальную. Экономическая эффективность определяется как отношение полученного результата к затратам и выражается формулой
Ээ=РЗ.
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения на товары, услуги и многие другие потребности.
До недавнего времени для оценки экономической эффективности на государственном уровне использовался обобщающий показатель - нацио-нальный доход, т.е. вновь созданная стоимость за конкретный период времени. На уровне отрасли – это показатель производительности труда, а на уровне предприятия - прибыль (5;253).
Эффективность управления оценивается как в широком, так и в узком смысле слова. Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый трудом всего коллектива, включая и аппарат управления. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности (4;253).
В обоих случаях для оценки эффективности применяются как обобщающие показатели, так и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Экономическая и социальная эффективность в широком смысле рассчитываются и в обобщающих, и в совокупности частных показателей. Эффективность в узком смысле должна показывать кроме этого еще и эффективность выполнения отдельных управленческих функций.
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются такие обобщающие показатели, как эффективность ресурсная и затратная. Так Эр=Д (доходы)/Р (ресурсы); эффективность затратная определяется соотношением Эз=Д (доходы)/З(затраты).
Частных показателей экономической эффективности коллектива в це-лом более 60. Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы к производительности труда и т.д.
Не всегда эффективные решения с экономической точки зрения эф-фективны для социальной сферы (например, переход от системы существу-ющих льгот для населения к их денежной компенсации и т.д.).
Конечная эффективность может быть проанализирована с точки зрения синергии, то есть совокупная эффективность в идеальном варианте должна быть больше, чем эффективность элементов системы вместе взятых.
На состояние элементов системы и связей между ними и эффектив-ность функционирования любой организации как системы, влияет не только ее внутренняя среда, но внешняя. Все объекты, не входящие в систему конкретной организации, относятся к внешней среде. Последняя, в свою очередь, включает деловую и макросреду (1).
Деловая среда, то есть ближний круг внешнего окружения организа-ции, охватывает поставщиков, потребителей, конкурентов, органы муници-пальной власти, инфраструктуру и др.
К макросреде относятся:
-природно-географические условия (наличие или отсутствие природ-ных ресурсов, климат);
-общие экономические условия в стране и субъекте Федерации (цены, уровень жизни, наличие безработицы, риски, неопределенности и др.);
-политические концепции управления экономикой;
-уровень развития и использования технологий, в том числе информационных (мобильная связь, электронная почта, современный бухгалтерский учет и др.);
-наличие развитой правовой системы;
-социально-культурная среда (уровень образования населения и работников и др.);
-международные связи.
Как видим, на эффективность управления влияет множество факторов, Однако следует отметить, что вопросы оценки эффективности управленческих решений и управления в целом в теоретическом и в методическом плане в целом разработаны недостаточно.

Литература:
1. Акимова Т.А.Теория организации.- М.: ЮНИТИ, 2003.
2.Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие.- М: ИНФРА-М, 2007.
3.Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления.- М.: Высшая школа экономики, 2002.
4.Фаткутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. - 5-е изд. – М.: Издательство «ДЕЛО», 2002.
5.Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб.пособие.- М.: Издательский Дом «Дашков и К».-1999.
 



Хостинг от uCoz